«Каждый проведенный слет – это победа над виртуальной реальностью». Интервью с директором православного детского туристического слета «Символик» Максимом Павловым
Максим, расскажите, как вы стали руководителем слета? Какой вуз закончили, где работаете, чем увлекаетесь?
Когда я заканчивал 4-й курс в Свято-Тихоновском университете по направлению «Туризм»,сразу стал задумываться о работе по профессии. Наш преподаватель дал мне номер телефона руководителя компании «Символик». Как защитил диплом, созвонился со Святославом Леонидовичем,а в это время в «Символике» как раз нужен был вожатый на туристический слет. Я оперативно собрался и через 2 дня уже был в Орловском Полесье.
Работаю игротехником при храме Покровское-Стрешнево. А также инструктором по «Лазертагу». Стараюсь увлекаться вообще всем, до чего могу добраться. Всё,чем можно заинтересовать человека, большого и маленького: игры, книги духовные, познавательные и научные,спорт, музыка, природа, сказки, ковка по металлу, верховая езда, спортивная стрельба, походы, животные и многое другое.
Наверное, я такой же непоседа, как и большая часть моих подопечных, потому что всё, что еще не знаю, мне нужно попробовать, понять и, в идеале, показать всем вокруг, как это сделать наилучшим образом.
В прошлом году наш слет проходил под названием "Казачий хутор" и был посвящен казачьим традициям. Удалось ли вам заинтересовать ребят казачеством? Помогли ли вам в работе Казачий вар и другие традиционные казачьи игры?
Казачество очень многогранно. И ему можно было бы посвятить очень много слетов, чтобы раскрыть хотя бы часть этой многовековой культуры. Конечно же, казачьи игры и традиции заинтересовали ребят. Провели казачий вар в «облегченном» формате. Когда дети оказались в необычных условиях, внутри "котла", у них тут же проявились братские взаимоотношения. Когда "злые разбойники" ограбили хутор, то "ловкие казаки",хоть и понимая,что это игра, поддерживали друг друга для достижения общей цели(а именно, вернуть то, что принадлежит им) и победили,хоть условия были равные,но чувство общности и взаимовыручки несомненно повлияло на результат.
По традиции у нас сами ребята выбрали атамана, который отвечал за проступки подчиненных наравне с провинившимися,помогал вожатым и получал за это небольшие поощрения. Девочки тоже не скучали, составляли с вожатыми свой собственный народный танец, занимались подготовкой нарядов для игр. И участвовали во всех играх.
По традиции, мальчики и девочки находились в лагере раздельно. Неудивительно,что это вполне работает. Ведь к мальчикам одни требования,а к девочкам другие. Это хорошо влияет на дисциплину: каждый знает,что и как ему делать.
Думаю, все участники слета, и ребята, и девочки,нашли бы себе место на Дону или Тереке, если бы мы жили лет на 300-500 раньше…
Казачий вар - это традиционный способ обучения воинскому искусству. Ещё есть название "котёл". И все участники "варятся" как "каша". А ведущий-кашевар. Небольшой поход, который мы провели, оказался полезным всем тем, кто запоминал дорогу, приметы на местности и участвовал в игре "Казачья погоня". Суть была проста,но, в то же время, далеко не каждый участник смог сообразить,в чем она заключалась.
Игра проходила на огромном маршруте протяженностью 6,5км. Целью казаков было догнать разбойников, захвативших «пленных». У разбойников была цель как можно быстрее (и незаметнее) пройти маршрут через лесные тропы. Девочкам отводилась роль пленных казачек. И они сообразили,что надо бы чуть-чуть поныть, подольше завязывать шнурки, как можно правдоподобнее жаловаться на усталость, - в общем, приложить все усилия, чтобы задержать разбойников. А "отважные казаки", преследовавшие разбойников, вспоминали участки дороги, по которой мы проходили во время похода,устраивали засады,маскировались, читали следы - и всё это для того, чтобы "вернуть украденное". Несмотря на то,что у нас следующий слет не посвящен казачеству,мы обязательно проведём что-нибудь подобное этому мероприятию. Ребятам очень понравилась игра,нельзя не воспользоваться такой замечательной возможностью сближения детей между собой.
Вы сказали, что мальчики и девочки существовали автономно друг от друга. Как это происходило? Они существовали раздельно в общении, в "послушаниях" каких-то, в досуге - в чем? Это же высший пилотаж - раздельное воспитание! Если вам это удалось, да еще с помощью "казачьего" подхода, так об этом надо говорить и говорить!
Действительно, получилось раздельное воспитание. На мероприятие девочки готовили танцы. На игры они готовили наряды. Уборку, да и всё остальное ребята делали вместе, девочки контактировали с мальчиками только во время мероприятий. Но им никто не запрещал! Не было сказано НИ ЕДИНОГО СЛОВА о том,что им запрещено общение. Просто девочки обособились и отвечали за себя сами.Вели себя в целом скромно и тихо. Мужская половина слета в целом была всегда на виду – и их проступки, и их добрые дела. И девочкам не приходилось отдуваться за мальчиков,и наоборот.
У наших казаков был атаман, которого все слушались. Мальчики разбились на группы по возрасту, но коллектив все же сложился. Наверное,возникает вопрос,а что же тут казачьего? Например, то,что атаман решал, когда девочек привлекать к труду,а когда лучше не стоит. И они ему особо не перечили, потому что понимали,что лучше помочь помыть посуду,чем быть потом постоянно привлекаемыми «главным» ко всем делами заботам, сложным и не очень.
Решение дать ребятам выбрать главного самим, а не назначить его «сверху», оказалось верным. На этом слете порядка было значительно больше, чем на остальных сменах в лагерях, где мне пришлось побывать. Потому что атаман был "свой"…
Сколько на слете было мальчиков и сколько девочек, какой возраст преобладал? Легко ли вам было с ними работать, какие встречались трудности и, наоборот, какие были прорывы, позитивные события, может быть, даже открытия?
Девочек было значительно меньше. Было 13 мальчишек и 4 девочки. Работать с детьми в этот раз было не сложно. Большая часть могла самоорганизовываться. Трудность была одна: если дети не набегаются днём,то будут долго шуметь после отбоя.
Думаю, что каждый проведенный слет -это уже прорыв и маленькая победа над виртуальной реальностью, в которую всё больше погружаются люди разного возраста. Из опыта проведенного слёта вывод такой: перевоспитать ребёнка за неделю, скорее всего, не получится, и такую задачу мы и не ставим, но дать ему почувствовать, что есть смысл быть добрым,отзывчивым и шире смотреть на окружающий мир - это реальная задача, с которой мы справляемся.
Повседневность наших слетов - это тихие летние дни, прожитые в компании юных туристов, среди которых одна-две группки очень шумные, вторгающиеся, как ураган, в любой объект. Вот за ними в основном и осуществляется присмотр.
После мероприятий все устают, стараются отдохнуть в палатке. Если вдруг не получается, по причине плохой погоды, физически загрузить подопечных, то обычно они долго укладываются, шумят. Приходится отпускать вожатых спать пораньше, а самому терпеливо ждать, пока из-за территории палаточного слёта не станут доноситься лишь голоса дикой природы. Поэтому у нас каждый день проводятся подвижные игры, даже если нет мероприятий. При наличии сюжетной линии, в них с удовольствием играют даже самые необщительные участники слётов.
А когда погода солнечная - наш слет напоминает маленький рай на земле! Нетронутая природа вокруг, чистейший воздух, настоящая русская деревня поблизости.Мастер-классы, общая молитва, спортивные игры, интересное общение на житейские и духовные темы, вечерние посиделки у костра, экскурсии и походы к местным достопримечательностям, - это всё к нам, это всё есть и, даст Бог, будет всегда.
А открытия были поистине удивительные! Оказывается, дети могут выиграть любой конкурс или соревнование,если на кону будет стоять что-нибудь привлекательное (например,сладкий приз).И это логично: есть повод постараться.
А были случаи, когда на кону стоял о что-то не столь приземленное? Звание какое-то почетное, которое дает всеобщее уважение среди ребят?
Выбирать человека, к которому нет всеобщего уважения,нет смысла. Он будет бегать,кричать,жаловаться,что его никто не слышит. В итоге останется ни с чем. Наверное, это связано со временем,а может, с природой, что как ты человека или предмет не назови, отношение к нему не поменяется. Когда я был просто вожатым- я был для них другом,старшим братом, над которым можно и посмеяться,сочинить забавный стих,который быстро разберется во всех твоих проблемах, но которого придется слушаться,когда он начнёт с тебя требовать.
Сейчас принципиально ничего не поменялось, да я и не собираюсь менять. Потому что всем приятно дружеское отношение руководителя,а не авторитарного начальника, который будет наказывать и отчитывать за каждый неверный взгляд,шаг,вздох. О проблеме скорее расскажут другу,чем надзирателю,а значит, она быстрее будет решена и слет будет только в радость. Даже бывает,что дети из других отрядов приходят к такому вожатому рассказать о своей беде, минуя своего вожатого.
С учетом опыта прошлого года, какие у вас предложения по предстоящим слетам? Что сейчас интересует ребят, как их оторвать от компьютерной зависимости и от влияния улицы, как лучше построить работу на слете?
Считаю,что нужно проводить новые неординарные мастер-классы. Подростки готовы променять телефонные игрушечки на что-то действительно интересное. Другой вопрос, что в городских условиях это сделать несколько сложнее. Вай-фай ловит везде, аза любой кружок нужно платить. Поэтому выбирается замена реальной жизни - интернет, доступ к которому дешев и не требует усилий. Работу на слете будем строить следующим образом: покажем вожатым,что статус и разница в возрасте мало на что влияет во взаимоотношениях с подопечными(надо отметить,что вожатых мы набираем православных), ребят постараемся занять активными играми, заинтересовать новыми мастер-классами и объединить в коллектив, где будет спокойная и доброжелательная атмосфера.
И на будущее. Постепенно административно-хозяйственный корпус будет отремонтирован, в храме начнется богослужебная жизнь. Каким вы видите наш лагерь в будущем? Возможно, у нас будут смены на каждые школьные каникулы, на продолжительные выходные. Возможно, лагерь будет детско-родительским, семейным. Какие у вас мысли на этот счет?
Свой маленький оазис цивилизации в сердце Орловской природы - это просто замечательно. Но надо будет распорядиться им правильно, чтобы дети из одного города не попадали в другой. Излишний комфорт может превратить слёт в санаторий. Семейные слёты - это хорошая возможность расширить поток людей в Орловское Полесье, главное не смешивать детские слеты с семейными. Возможно, когда-нибудь этот проект станет одной большой семьей, и в Полесье будут приезжать люди из разных поколений, носящие одну фамилию. Будут созданы православные клубы(кружки,школы) в Орле и Москве, которые продолжат работу по духовному воспитанию ребят, начатую на слетах.
Проводить в Полесье что-то более «капитальное», чем слёты,лагеря и фестивали,мне кажется, очень затруднительно. И пока программа слетов ориентирована на то,чтобы дать детям отдых,здоровье,хорошие воспоминания и основы православной культуры, этого достаточно.
Я больше про будущее. Представьте, что лагерь круглый год работает, дети приезжают на осенние, зимние, весенние каникулы. Можно же целую концепцию создать, какая смена какой тематике посвящена и кто нам для этого будет нужен…
Полесье могло бы стать зоной духовного комфорта. Как паломники приезжают в монастырь пожить и потрудиться, так, возможно, и к нам будут приезжать люди, чтобы найти ответы на «вечные» вопросы или просто отдохнуть в месте, где мир, покой да Божья благодать. Я считаю, что нужно проводить на слетах богословские занятия на постоянной основе. Это бы в значительной мере повышало духовную грамотность ребят и в конечном итоге положительно влияло бы на атмосферу в их семьях. А духовное здоровье семьи, в свою очередь,- залог благоприятных духовных перемен в обществе. Но это планы на далекую перспективу,к ним можно будет вернуться годика через 2-3…
Максим, благодарим вас за интересную беседу и желаем вам успехов в воспитании подрастающего поколения!
Спасибо!